ПОИСК ПО САЙТУ:

Расширенный поиск

Способы управления

14. Рекомендации участников Всероссийского форума жилищного просвещения

ПЕРВЫЙ СЪЕЗД ВСЕРОССИЙСКОЙ АССОЦИАЦИИ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
ПО СОДЕЙСТВИЮ И РАЗВИТИЮ
ТОВАРИЩЕСТВ СОБСТВЕННИКОВ ЖИЛЬЯ И ЖИЛИЩНО-СТРОИТЕЛЬНЫХ КООПРЕАТИВОВ
(состоялся в рамках Всероссийского Форума жилищного просвещения)
13-14 декабря 2007 года

Участники Всероссийского Форума жилищного просвещения, члены Всероссийской ассоциации некоммерческих организаций по содействию и развитию ТСЖ и ЖСК обсудили проблемы, влияющие на эффективность системы жилищного просвещения в России. Актуальность данной темы сложно переоценить в контексте текущей жилищной реформы в условиях, с одной стороны, отсутствия целевых программ по жилищному просвещению населения, а, с другой стороны, огромной потребностью в них всех субъектов жилищного взаимодействия - собственников помещений, ТСЖ/ЖСК, управляющих организаций, органов местного самоуправления и структур ЖКХ, строительных, страховых, риэлторских, девелоперских компаний, финансовых институтов.

Принципиально новые подходы к вопросам управления жилищным фондом вызывают необходимость проведения масштабных программ по профессиональному образованию, жилищному просвещению, информационной поддержке в Российской Федерации.

Особое место в этих процессах занимают организации гражданского общества, которые по своей сути реализуют посреднические функции между обществом и государством, обществом и бизнесом, государством и бизнесом. Некоммерческие организации могут и должны стать полноправным партнером власти в реализации задач, направленных на эффективное реформирование в сфере жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации.

14.1. В сфере институционального развития

  • 1) Подготовить и направить от имени Всероссийского Форума жилищного просвещения и Первого Съезда Всероссийской Ассоциации НКО по содействию и развитию ТСЖ и ЖСК обращение к Государственной Думе Федерального Собрания РФ, Министру регионального развития РФ, Общественной палате РФ, председателю Совета Федерации Федерального Собрания РФ Миронову С.М. о создании в Государственной Думе комитета по жилищной политике, который откроет новые возможности для формирования общественного запроса в сфере жилищной политики и его реализации на основе общественно-государственного партнерства.
  • 2) Способствовать формированию сети школ жилищного просвещения в регионах Российской Федерации, в том числе, за счет бюджетных средств.
  • 3) Способствовать формированию негосударственных институтов, объединяющих физические и юридические лица, некоммерческие и коммерческие организации - участников жилищного взаимодействия, при органах власти разных уровней, несущих ответственность за реализацию государственной жилищной политики, в регионах Российской Федерации по модели Общественного совета при Министерстве регионального развития Российской Федерации. Рекомендовать Общественному совету при Министерстве регионального развития РФ проводить выездные заседания в субъектах Российской Федерации для популяризации институционального опыта и формирования общественного запроса в сфере жилищной политики.
  • 4) Способствовать формированию и профессиональному развитию негосударственных объединений участников жилищного взаимодействия (саморегулируемые профессиональные организации, ассоциации/ союзы/ гильдии и др.), мотивированию их к сотрудничеству.
  • 5) Сформировать рабочую группу при Общественном совете при Министерстве регионального развития Российской Федерации для подготовки законопроектов, предложений и поправок в жилищное законодательство РФ.

К оглавлению

14.2. В сфере кадровой политики

  • 1) Способствовать формированию эффективной кадровой политики в сфере ЖКХ через программы по подготовке управленческих кадров, специалистов для предприятий жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации.
  • 2) Способствовать развитию экспертного потенциала в сфере ЖКХ через формирование реестров экспертов по специальностям. Подготовить профессиональный экспертный корпус через проведение обучения профессорско-преподавательского состава среди специалистов экономических, юридических, социальных научных сообществ по вопросам общего и финансового управления, маркетинга, права в сфере жилищного самоуправления. Создать условия для использования экспертного потенциала общественного сектора и специалистов профильных ведомств, министерства регионального развития РФ, в частности, для подготовки и реализации просветительских программ, общественной оценки эффективности деятельности по работе с населением в сфере жилищно-коммунальной реформы.
  • 3) Создать Рабочую группу при Общественном совете при Министерстве регионального развития РФ по вопросам формирования профессиональных и этических требований и стандартов для управленческих кадров жилищной сферы с последующим законодательным закреплением.
  • 4) Способствовать организации дистанционного обучения в сфере жилищного управления через создание и поддержку территориальных информационно-образовательных центров.
  • 5) Привлечь учебно-методические ресурсы ВУЗов РФ к подготовке учебно-методических материалов для организации системы непрерывного профессионального образования в сфере управления жилищным фондом на основе государственных образовательных стандартов.
  • 6) Внедрять инновационные методы по обучению управленческих кадров и специалистов, представляющих все категории субъектов жилищных отношений.
  • 7) Создать реестры социально-ориентированных управляющих организаций, профессиональных ТСЖ для предоставления доступа населению к управляющим структурам, способным обеспечить управление многоквартирными домами на основе высоких профессиональных стандартов.
  • 8) Способствовать созданию федеральной целевой программы по образовательным и информационным мероприятиям в сфере жилищного самоуправления.

К оглавлению

14.3. В сфере межведомственного, межсекторного, межотраслевого взаимодействия

  • 1) Создать постоянно действующую комиссию по взаимодействию с некоммерческими организациями России в сфере жилищного просвещении и информационного обеспечения при Общественном совете при Министерстве регионального развития РФ.
  • 2) Разработать механизмы по интегрированию успешных просветительских технологий, разработанных и апробированных некоммерческими организациями, предоставляющими услуги в сфере жилищного просвещения, в систему государственных просветительских программ.
  • 3) Организовать и провести конкурс программ для некоммерческих организаций по жилищному просвещению населения при поддержке Общественного совета при Министерстве регионального развития РФ, через программу государственных грантов в рамках ежегодного открытого конкурса проектов Общественной Палаты РФ.
  • 4) Разработать механизмы, позволяющие осуществлять общественный контроль за исполнением органами местного самоуправления обязанностей по реализации информационных кампаний в сфере жилищно-коммунальной реформы.
  • 5) Организовать при Министерстве регионального развития РФ горячую линию и раздел на сайте по вопросам нормативно-методического обеспечения жилищной реформы.
  • 6) Обеспечить открытый доступ к информации по вопросам жилищно-коммунальной реформы для населения России через систему поддержки профильных и иных СМИ, работающих на рынке ЖКХ.
  • 7) Подготовить и провести Всероссийское совещание по проблемам информационного сопровождения жилищно-коммунальной реформы при поддержке Общественного совета при Министерстве регионального развития РФ.

К оглавлению

14.4. В сфере номативно-правового обеспечения

  • 1) Принять участие в подготовке законопроекта "О праве граждан на доступ к информации".
  • 2) Подготовить специальное заседание Общественного Совета при Службе по тарифам на тему коммунальной политики.
  • 3) Подготовить рекомендации по процедурам подготовки и сдачи застройщиками технической документации на многоквартирные дома в государственный архив.
  • 4) Создавать и популяризировать практические примеры в части реализации права собственников помещений многоквартирных домов / ТСЖ по использованию своих средства при реконструкции многоквартирного дома (практика ТСЖ "Проспект Вернадского").
  • 5) Подготовить и опубликовать типовой пакет документов для создания и деятельности ТСЖ.
  • 6) Внести дополнения в КОАП, регулирующие меру ответственности должностных лиц, нарушающих порядок оформления земельных участков, как объекта общей долевой собственности.
  • 7) В целях оптимизации условий для реализации Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" организовать проведение социологического исследования по актуальным проблемам реформы ЖКХ в субъектах Российской Федерации.
  • 8) Министерству регионального развития обеспечить равное развитие и распространение всех способов управления многоквартирными домами. Запретить всякую дискриминацию одних способов управления (например, способа непосредственного управления, способа управления ЖК и ЖСК) по отношению к другим.
  • 9) Установить для коммерческих управляющих организаций верхний предел размера объекта управления (в квадратных метрах общей площади) с целью обеспечения реальных условий конкуренции и противодействия появлению управляющих "монстров".
  • 10) Просить Министерство регионального развития способствовать скорейшему принятию Государственной Думой РФ изменений в статью 251 Налогового кодекса РФ, касающихся освобождения от налогообложения взносов собственников на содержание и ремонт общего имущества.
  • 11) Просить Министерство регионального развития, Правительство Российской Федерации внести необходимые исправления в Постановление правительства № 307 в целях устранения неточностей и повышения значимости этого документа. Для этого:

    • а) отразить в Постановлении, что коммунальные услуги всегда направлены непосредственно тем, кто их потребляет. ЖСК, ТСЖ, управляющие организации не реализуют коммунальные услуги и не потребляют их сами, а лишь обеспечивают оказание коммунальных услуг путем надлежащего содержания общего имущества и заключения соответствующих договоров в интересах своих членов и других граждан, аккумулируют на своих счетах коммунальные платежи и перечисляют их поставщикам услуг;
    • б) исключить из Постановления понятие "коммунальные ресурсы" как не соответствующее реальной действительности;
    • в) исключить из Постановления концепцию "исполнителей" коммунальных услуг, роль которых определена ТСЖ, ЖСК и управляющим организациям, которые, по смыслу данного нормативного акта, приобретают коммунальные ресурсы и предоставляют коммунальные услуги собственникам помещений.
    Данная концепция игнорирует тот факт, что для любой услуги производитель и исполнитель - всегда одно и то же лицо.
  • 12) Внести в Жилищный кодекс уточнения и дополнения, исключающие противоречия и устраняющие неопределенность в трактовке коммунальных услуг. В частности:

    • а) во всех статьях, где применено юридически неточную формулировку "предоставление коммунальных услуг", заменить на юридически точную "оказание коммунальных услуг";
    • б) в пункте 2 статьи 162 заменить выражение "предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений" на правильное "обеспечивать оказание коммунальных услуг собственникам", тем самым привести данный пункт в соответствие с пунктом 1 статьи 161 ЖК РФ.

К оглавлению