ПОИСК ПО САЙТУ:

Расширенный поиск

Кто есть кто

Поставщики

1. Способы поставок и возможное поведение потребителей

Для существования и непрерывного функционирования недвижимость нуждается в обеспечении разного рода услугами, как разовыми, так и постоянными. Варианты решения данного вопроса могут быть следующие:

  • Услуга заказывается потребителем, который сам же и оплачивает её полную стоимость, например телефон.
  • Услуга заказывается всеми владельцами квартир, например уборка подъезда, уборка двора.
  • Услуга приобретается как для многоквартирного дома, так и для отдельных собственников, например , электроэнергия (все собственники имеют отдельный счетчик, имеется счетчик МОП (места общего пользования) и общедомовой счетчик э/энергии.
  • Возможность потребления и ведения учета в случае, когда каждый собственник самостоятельно рассчитывается за потребление э/энергии в своей квартире требует отдельного договора со сбытовой организацией. В домах с ТСЖ поставщики противятся с такой ситуацией, так как им выгодней иметь дело с одни (ТСЖ) потребителем.
  • Услуга приобретается для всего МКД и сумма счета распределяется среди собственников и нанимателей пропорционально площади квартир (теплоэнергия) или количеству проживающих (вода горячая вода).

Возникает проблема:

  • Кто и на какие услуги должен заключать договор с поставщиком.
  • Кто и как должен котролировать вопрос расчетов с отдельными получателями услуг.
  • Как правильно рассчитать платежи каждого собственника и нанимателя за полученные услуги.
  • Кто должен нести расходы на эту деятельность.

Определить того, кто должен заключать договор с поставщиком помогут ответы на следующие вопросы:

  • Кто является конечным пользователем данного рода услуг (следует определить их всех, а также в каком объёме каждый из них этими услугами пользуются).
  • Кто имеет полномочия заключать договоры от своего имени и от имени всех остальных пользователей? Есть ли такое лицо вообще? В домах с непосредственным способом управления оплата тепловой энергии по показаниям теплосчетчиков по причине отсутствия такого лица становится невозможной.
  • Если никто не уполномочен подписывать договоры от имени всех собственников-пользователей, то можно ли изменить ситуацию? Позволяет ли это сделать действующее законодательство и поставщики коммунальных ресурсов?
  • Возможно ли подписание с поставщиком без соответствующих полномочий, и каковы последствия такого подписания? Степень ответственности лица, взявшего на себя такой риск.
  • Что делать, если условия об одном уполномоченном от имени всех пользователей невыполнимо? Возможно ли подписание двух договоров?

Ситуация упрощается, если в доме создано юридическое лицо (ТСЖ, ЖСК, ЖК или иной потребительский кооператив). В этом случае председатель правления заключает договора в интересах всех собственников.

Для определения полного перечня услуг, на оказание которых может быть заключен договор, следует знать следующее:

  • 1. Какие услуги оказываются в данном доме для собственников жилых и нежилых помещений в настоящее время.
  • 2. Какие услуги должны предоставляться и почему они не представляются в настоящее время.
  • 3. Возможно ли предоставление нужной услуги и что для этого нужно сделать.
  • 4. Какой вариант услуги следует выбрать, если поставщик предлагает выбор договора.

Ответы на эти вопросы требуют специальных знаний и жизненного опыта, поэтому всегда есть смысл проконсультироваться со специалистами и знающими людьми.

К оглавлению

2. Договор с поставщиком

Подписание договора споставщиком, работающим в условиях рыночной конкуренции, отличается от заключения договора с поставщиком-монополистом. Поставщики (подрядчики), стремящиеся конкурировать на рынке * более гибкие, они готовы обсуждать условия договора, цену услуги, однако, при заключении договора с таким поставщиком, нужно проверять, гарантирует ли он качество услу и точно ли определён их объём. За низкой ценой могут стоять услуги ненадлежащего качества, без гарантий того, что они вообще могут быть оказаны.

Поставщик-монополист имеет типовые договоры, на изменение которых он идет крайне неохотно. Большинство получателей не могут разобраться в действующих тарифах, ценах, порядке определения объёма услуги. Как правило, трудно получить от поставщика-монополиста информацию о том, какой смысл имеют предлагаемые пункты договора, или какие практические последствия они несут. Поэтому после подписания договора с таким поставщиком, получатели часто удивляются тому, что происходит впоследствии (отсутствие ожидаемого результата, или результата, которого получатель вообще не ожидал, а иногда и изумление по поводу полученного счета.

На какие элементы договора необходимо обратить внимание :

  • Определено ли точно, какие услуги будут оказываться.
  • Определено ли четко, каким должно быть качество услуг, оказываемых при определённой цене? Как это соответствует действующим нормам и правилам.
  • Определено ли, какую ответственность несёт поставщик за невыполнение или ненадлежащее выполнение услуги.
  • Существует ли возможность выбора объема оказания услуги, либо их качества, которое влияет на цену, и какие последствия имеет на практике выбор конкретного варианта.
  • Возлагаются ли на получателя услуг дополнительные обязательства, требующие дополнительных затрат (строительство или замена оборудования, решение прочих вопросов), и если да, то что нужно делать и сколько это будет стоить.
  • Имеются ли какие-либо ограничения, следующие из условий договора для получателя (например, необходимость прохождения обучения и сдачи экзамено, поверка измерительных приборов, передача различной информации, получение разрешение на определённые действия и т.п.).
  • Возможность и условия расторжения договора, а также последствия досрочного расторжения договора.

Часто получатели подписывают с поставщиками договоры, содержание которых им, по крайней мере непонятно, или слишком быстро подписывают предлагаемые поставщиками образцы. В любом случае, потенциальный получатель нуждается в помощи специалиста , в консультациях юриста и специалистов общества защиты прав потребителей.

К оглавлению

3. Проблемы с монополистами

Монопольное положение поставщиков некоторых услуг создаёт определённые угрозы для потребителей:

  • Поставщик может быть "естественным" монополистом - в нашей стране, где все слишком централизованно и нет альтернатив это - центральное тепло-, водо- снабжение, водоотведение, электроснабжение. Как правило, альтернативы у потребителей нет.
  • Поставщик может быть монополистом в результате действия неких лиц: российская традиция "тащить и не пущать" плюс административный ресурс не позволяет другим игрокам появиться на рынке каких-либо услуг.

В обоих случаях следует знать содержание законодательных норм, которые ограничивают или устраняют монопольную практику и быть готовым к следующему:

  • Навязывание содержания договора, или отказ в заключении иного договора, чем предлагает поставщик.
  • Навязывание услуг, которые получателю не нужны, но за которые он должен будет заплатить.
  • Завышение цен на услуги, отказ в возможности обсуждения цены.
  • Вынуждение выбора предпочитаемого поставщиком варианта оказания услуги либо предпочитаемого тарифа.
  • Применение льгот (акций) при заключении договора, в результате чего в дальнейшей перспективе будет невыгодный для получателей объём услуг и их высокая цена.
  • Переброска расчета за потребление услуги и затрат на получателя, даже тогда, когда это легко может сделать поставщик.
  • Навязывание получателю дополнительных условий и дополнительных затрат.
  • Избежание определения, каким должны быть стандарты услуг, оказываемых за определённую цену.
  • Уклонение от ответственности за плохое качество услуг или сбои в их поставках.
  • Выполнение услуг ставится в зависимость от дополнительного инвестирования в техническое оборудование (например, чтобы получатель построил установку или оборудование, которое служит для поставки услуг, а после постройки передал их в собственность поставщика).
  • Дополнительные затраты монополисты могут требовать ссылаясь на право и необходимость обеспечения безопасности, неких технических условий, норм и стандартов.

Имея дело с монополистами, получатель должен быть готов к тому, что поставщик будет игнорировать его жалобы и заявления, вынуждая его добиваться правоты через суд, органы защиты прав потребителей.

К оглавлению